Меню Рубрики

Алгоритм сбора мочи для общего анализа у детей грудного возраста

Цель: исследование

Показание: диспансерное наблюдение

· нестерильные перчатки,

· мочеприемник,

· бланк направления в лабораторию,

Обязательное условие: не допускать долгого хранения мочи, так как при хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего искажаются результаты исследования.

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

3. Выписать направление в клиническую лабораторию.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. Надеть нестерильные одноразовые перчатки ,

6. Положить на постель пеленку.

7. Подмыть ребенка (девочку спереди назад) под проточной водой.

8. Просушить половые органы полотенцем , промокательными движениям.

9. Положить ребенка на спину, раздвинуть ножки и убедиться , что промежность сухая.

10. Открыть упаковку и развернуть мочеприемник, снять защитную пленку с клейкой поверхности.

11. У мальчиков опустить пенис и мошонку малыша в отверстие мочеприемника, плотно прижать клеевую часть к коже в области промежности и вокруг половых органов. При этом направление резервуара значения не имеет.

12. Для девочки приклеить мочеприемник, резервуаром вниз, начиная от точки между половыми губами и анальным отверстием и двигаясь вверх к лобковой зоне.

13. Липкую ленту наклеивать плотно, полностью захватывая зону выделения мочи, но с тем расчетом, чтобы не повредить нежную кожу ребенка.

14. Надев мочеприемник, подождать, пока ребенок помочится.

15. Когда материал для анализа будет собран, снова подмыть ребенка, обсушить кожу и наденьте подгузник.

16 Поместить мочеприемник в устойчивую емкость.

17 Снять перчатки, сбросить в КБУ.

19 Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее одного часа.

Документирование:

5. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

6. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

7. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

8. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

Алгоритм : « Организация уголка оральной регидтационной терапии (ОРТ) по программе ИВБДВ.

Уголок ОРТ-это место в медицинском учреждении , отведенное для проведения оральной регидратационой терапии детям с диареей

Цель: борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания: диарея.

Алгоритм действия:

1. Организуйте уголок ОРТ в таком месте , где медицинским работникам удобно наблюдать за ребенком, консультировать и подбадривать мать.

2. Проконтролируйте , чтобы уголок ОРТ хорошо проветривался, был недалеко от туалета и умывальника.

— стол для приготовления ОРС и хранения расходных материалов;

— стул со спинкой для матери;

— тумбочка с медицинскими весами;

— небольшой удобный стол или тумбочка , на которую мать может ставить чашку с раствором ОРС, лист бумаги для записи и ручку;

— шкаф для хранения расходных материалов( пакеты, ОРС, однолитровые банки, мерные стаканы, чашки, ложки и т. д.);

— раковина и жидкое мыло для мытья рук;

4. Используйте время нахождения матерей в уголке ОРТ для проведения санитарно- просветительной работы:

А) повесьте информационные плакаты;

— о лечении, профилактике диареи и обезвоживания,

— об ОРТ, использовании чистой воды, о грудном вскармливании;

-о преимуществах грудного вскармливания;

— о том, когда необходимо вернуться с ребенком в медицинское учреждение;

Б) консультируйте лично мать с Помощью памятки Матери.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Алгоритм : « Проведение оральной регидратации растворами оральных

Регидратационных солей (ОРС) по программе ИВБДВ.

Цель:борьба с обезвоживанием, профилактика обезвоживания.

Показания:диарея.

· порошок ОРС (регидрон, глюкосалан, смекта),

· 1 литр кипяченой воды температуры 22-24 С,

· посуда для разведения ОРС с меркой 1 литр

Алгоритм действия:

1. Провести идентификацию пациента.

2. Объяснить матери ( ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

4. Провести гигиеническую антисептическую обработку рук.

5. 1 пакет ОРС постепенно , тщательно размешать и развести в 1 литре кипяченой и охлажденной воды.

6. Подсчитать объем жидкости, необходимый ребенку( по плану А и В).

7. Отлить из приготовленного раствора ОРС с помощью мерного стаканчика , рассчитанный для ребенка объем жидкости в другую посуду и отдайть матери.

8. Объяснить матери, что рассчитанный объем ОРС необходимо дать грудному ребенку между кормлениями по 1 чайной ложке каждые 1-2 минуты( детям старшего возраста по 1-2 столовые ложки каждые 3-5 минут или из чашки частыми небольшими глотками) в течении 4 или 6 часов в зависимости от степени обезвоживания.

9. Попросить мать отмечать на листке бумаги объем пищи, съеденной ребенком, и объем выделенной мочи, стула, рвотных масс.

10. Оценить общее состояние ребенка через 4 или 6 часов: определить симптомы обезвоживания ( состояние кожи, слизистых, большего родничка и т.д.), назначить дальнейшую тактику лечения согласно плана Аи Б.

11. Объяснить матери о необходимости поить ребенка растворами ОРС и по истечении 4-6 часов , до полного исчезновения рвоты и признаков диареи.

Документирование:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года.

2. Приказ Министерства здравоохранения РК от 23 апреля 2013 года № 111.

3. Приказ Министерства здравоохранения РК от 24.02.2015 года № 127.

4. Приказ Министерства здравоохранения РК от 28.02.2015 года № 176.

5. МЗ РК №656 от 19.12.2008 года «О внедрении метода интегрированного ведения болезней детского возраста и развития детей раннего возраста в Республике Казахстан»

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 799 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Показания: выявление изменений в моче.

Противопоказания: поражение кожи гениталий.

— тарелка и умеренно надутый подкладной круг для сбора мочи у девочки,

— презерватив-для сбора мочи у мальчика,

— набор пеленок для пеленания,

— чистая, сухая, обезжиренная баночка с направлением в клиническую лабораторию.

1) Оценить состояние ребенка.

2) Если ребенок лежит с матерью дать инструкцию по сбору мочи.

3) Оценить возраст ребенка, чтобы выбрать способ сбора мочи (посадить на горшок или собрать мочу в презерватив или в тарелку).

4) Осмотреть кожу гениталий (не должно быть гнойничковых заболеваний, обширных опрелостей и т.д.)

1) При выявлении противопоказаний доложить врачу и получить новые рекомендации (откладывается анализ или собирается моча катетером и т.д.).

2) При отсутствии противопоказаний приступить к сбору мочи.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1) Обработать подкладной круг 1% раствором хлорамина при сборе мочи у девочки. Тарелка должна быть чистой, сухой обезжиренной.

2) Обработать горшок 1% хлорамином и обдать кипятком (для детей постарше).

3) Подмыть ребенка (девочка подмывается спереди назад). Осушить кожу промокательными движениями.

4) Девочку уложить на подкладной круг предварительно обернутый пеленкой, под спину подложить несколько свернутых пеленок, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одном уровне, а внутрь круга помещают чистую глубокую тарелку.

5) Прикрыть ребенка пеленкой (или одеялом).

6) Мальчику надеть презерватив, зафиксировать пластырем к коже лона. При отсутствии презерватива, можно использовать пробирку (флакон). Ноги ребенка обворачиваются пеленкой с целью безопасности. М/с или мать не отлучаются от ребенка, пока не получат мочу.

Оценка и завершение манипуляции

1) Оценить, достаточно ли собрано мочи. Перелить ее в баночку, написать направление в лабораторию.

2) Ребенка запеленать или одеть.

3) Мочу доставить в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

4) Предметы ухода обработать 1% хлорамином дважды через 15 минут.

5) Проконтролировать,чтоб анализ был подклеен к истории.

Медицинская сестра должна уметь оценить качественное исследование мочи.

У здорового ребенка моча прозрачная, не должна содержать хлопьев и осадка, цвет ее соломенно-желтый. Последний зависит от многих факторов. Например: темно-желтый – при длительном стоянии, высокой концентрации, цвет пива – при вирусном гепатите, кровянистый – при гломерулонефрите, мочекаменной болезни; розово-красный – при приеме амидопирина; бесцветная моча – при сахарном диабете или несахарном мочеизнурении и так далее.

Запах мочи здорового ребенка – обычно ароматический, обусловлен наличием в ее составе летучих жирных кислот. При длительном ее стоянии может сменяться на аммиачный.

Реакцию мочи можно определить с помощью лакмусовой бумажки. При кислой реакции мочи синяя лакмусовая бумажка краснеет, а при щелочной красная синеет. В норме реакция мочи кислая. Щелочная реакция мочи обусловливается разложением мочевины под влиянием бактерий, что встречается при заболеваниях мочевыделительной системы, неправильном и длительном хранении мочи, а также при собирании ее в грязную посуду.

При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка (его появление в моче носит название протеинурия), сахара (глюкозурия), котоновых тел (кетонурия), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия, уробилинурия), минеральных веществ (кальция, хлоридов, натрия и т.д.).

Так, протеинурия может свидетельствовать о поражении почечных клубочков; глюкозурия и кетонурия – симптомы сахарного диабета. Обнаружение желчных пигментов в моче является важным признаком желтухи.

Кроме химического исследования мочи, в общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы соли. В норме – эритроцитов не должно быть, лейкоцитов – у мальчиков – 3-5 в поле зрения, у девочек – 3-6 в поле зрения.

Повышенное содержание солей, слизи, эпителиальных клеток говорит о патологии.

Появление эритроцитов в моче носит название гематурии, которая является важным признаком многих заболеваний почек и мочевыводящих путей – острого и хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, опухолей почек и мочевого пузыря. Обнаружение лейкоцитов в моче (лейкоцитурия) свидетельствует чаще всего о воспалительном процессе в мочевой системе – остром или хроническом пиелонефрите, цистите и так далее. Нахождение в моче цилиндров указывает обычно на поражение клубочков и канальцев почек. Наличие в моче бактерий (бактериурия) характерно для инфекции мочевыводящих путей.

Запомните!Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8703 — | 7126 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Лабораторно-диагностические исследования

Авторы: Качаровская Е. В.

Канарская Э. В., Лютикова О. К.

Московская областная предметная комиссия

Преподавателей педиатрии

Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей (сборник 4)

Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера. 3

Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш. 5

Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз. 7

Взятие кала на яйца глистов. 9

Взятие материала для бактериологического исследования на патогенную кишечную флору 10

Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 11

Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера (BL)

Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность её к антибиотикам.

Показания: обследование с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL:

пациенты с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?»;

реконвалесценты дифтерии;

бактерионосители токсигенного штамма после их санации;

больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов;

дети, общавшиеся с источником инфекции (контактные);

дети, поступающие в стационары, дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;

дети, подлежащие оперативному вмешательству по поводу ЛОР-патологии

Противопоказания:нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);

— стерильный шпатель в лотке;

— бланк-направление в лабораторию;

Обязательное условие: — забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла;

— в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приёма пищи.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
2.Подготовить необходимое осна­щение Выписать направление в лабора­торию Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
4.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«З» (нос, зев) Создание удобства при прове­дении процедуры
5.Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для про­ведения процедуры
Выполнение манипуляции
1. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован Маркировка «Н» означает — нос
2.Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов
3.Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры
4.Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев Обеспечение достоверности результата исследования
5.Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него Обеспечение доступа к зеву
6.Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Маркировка «З» означает — зев
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта
7.Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках
8.Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности результата
Завершение манипуляции
1.Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
2.Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) Обеспечение достоверности ис­следования
Читайте также:  Алгоритм сбора мочи для общего клинического анализа

Примечания: материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на деревянных палочках. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5-2 см от нижнего конца под углом 135 о ).

Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пораженного участка и видимо здоровой ткани.

Мазок из ротоглотки берут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисептическими растворами или не ранее 2 часов после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида. Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.

Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

Показания: — обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;

— обследование контактных в период карантина;

Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку про­бирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижне­го конца и вновь поместите в стерильную пробирку);

— стерильный шпатель в лотке;

— бланк-направление в лабораторию.

Обязательное условие: — пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);

— забор материала из носо­глотки проводить натощак, до орошения или полоска­ния горла.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
2.Подготовить необходимое оснаще­ние Выписать направление в бактериологическую лабораторию Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть мас­ку, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Создание удобства при прове­дении процедуры
4.Усадить ребенка лицом к источни­ку света и при необ-ходимости за­фиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхваты­вает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для проведения процедуры
Выполнение манипуляции
1.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, пос­ле чего перевернуть его плашмя, по­местить на корень языка и резко на­жать на него Обеспечение доступа для про­ведения исследования
2.Извлечь ватный тампон из пробир­ки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Обеспечение достоверности результата
3.Осторожно, не касаясь языка, зу­бов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю — изогнутым кон­цом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк — изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш Место максимальной локализа­ции данных бактерий
Двумя-тремя легкими движения­ми собрать слизь с задней стенки глотки Условие, обеспечивающее эффективность
4.Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности ре­зультата
Завершение манипуляции
1.Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
2.На менингококк — немедленно отправить материал в бактериологическую лаборато­рию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала Обеспечение достоверности ис­следования Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде

Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и в первые 2 недели — при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37 о С. Результат посева получают через 72 часа.

источник

Цель: диагностическая — определить патологические изменения в моче.

Оснащение:мочеприемник детский одноразовый – 1 шт., ножницы

— чистая сухая емкость для мочи с этикеткой,

— бланк-направление в лабораторию,

— жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,

— перчатки нестерильные – 1 шт.,

Обязательные условия: не допускать длительного хранения мочи, т.к. при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.

Подготовка к процедуре
Объяснить маме ребенка цель и ход проведения процедуры и получить согласие.
Подготовить оснащение: мочеприемник, ножницы, емкость. Выписать направление
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
Подготовьте мочеприемник.
Подмойте ребенка под проточной водой (Т воды + 36,0 – 37,0 0 С), просушите половые органы полотенцем или пеленкой промокательными движениями.
Достаньте из пакета мочеприемник, отделите бумажную полоску, расположенную вокруг отверстия мочеприемника
Выполнение процедуры
Наложите липкую часть мочеприемника на кожу лобковой области промежности ребенка (у мальчика введите половой член в отверстие мочеприемника)
Открыть кран или попоить ребенка водой для стимуляции мочеиспускания
После мочеиспускания аккуратно снимите мочеприемник и перелейте мочу в подготовленную емкость.
Пеленкой осушить половые органы ребенка промокательными движениями. Оденьте ребенка.
Завершение процедуры
Поместите мочеприемник в контейнер с отходами класса В. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Организовать доставку материала в лабораторию не позднее часа после сбора.
Кормление новорожденного через желудочный зонд (катетер) Цель: обеспечить ребенка достаточным питанием при отсутствии или дискоординации сосательного и глотательного рефлексов, или нарушении дыхания. Оснащение: ü стерильный катетер (№6-№10), лоток ножницы Пинцет ü стерильный шприц 10-20мл, ü грудное молоко или смесь резиновые перчатки лейкопластырь. Обязательные условия: — перед введением катетера оценить состояние ребенка, — выбрать способ введения катетера через рот или через нос, — подобрать нужный номер катетера: при массе тела до 2000гр. №6 от 2000 до 3500 гр. №8, 3500 гр. №10. — определить глубину введения катетера.
— Объяснить маме цель и ход процедуры.
— Подготовить необходимое оснащение.
— Придать ребенку положение на боку с возвышенным головным концом. Предупреждение аспирации.
— Левой рукой фиксировать голову ребенка. Предупреждение повреждения слизистой оболочки, нарушение дыхания.
Правой рукой взять катетер как писчее перо, смочить в молоке или дистиллированной воде и без усилий ввести в н совой ход, направляя по носоглотке вниз: глубина введения катетера равна расстоянию от кончика носа до мочки уха Х-2
— подсоединить шприц и потянуть поршень, до получения содержимого желудка, — закрепить зонд с помощью лейкопластыря. — отсоединить шприц и вытянуть поршень. шприц вновь подсоединить к катетеру опустить ниже уровня желудка, наклонить, молоко вливать по стенке постепенно шприц приподнять, чтобы скорость введения молока составляла 1-2 мл/мин
При введении грудного молока следите за состо нием ребенка.
— После полного поступления молока в желудок, шприц отсоединяем: — закрываем заглушку на катетере, — удаляют катетер — по показаниям катетер может быть оставлен до 2-х суток — смена катетера проводится каждые 48 ч
Режим кормлений – определяет врач
1. Непрерывным (с помощью шприцевого насоса). Показания: ü срыгивания, ü частичный парез кишечника, ü выраженная дыхательная недостаточность, ü увеличение калорийности пищи маловесным детям.
2. Порционным (7-8 раз в сутки)
3. После кормления ребенка следует сделать запись в медицинской документации. ü Указать способ кормления, ü Режим, ü Количество и состав пищи, ü Реакция ребенка на кормление.
Алгоритм подсчета частоты дыхательных движений Оснащение: — Дозируемое жидкое мыло; — Полотенце; Часы с секундной стрелкой. Выполнение процедуры: 1.Проверить исправность часов. 2. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика). 3. Представиться пациенту (маме), объяснить цель, ход процедуры и получить его согласие. 4.. Предложить пациенту или помочь принять удобное положение: усадить или уложить. Ребенок при этом должен находиться в спокойном состоянии, маленьким детям лучше подсчитывать во время сна. 5. Положите Вашу руку на грудь или живот ребенку и подсчитайте число дыхательных движений за 1 мин. 6. Сообщить пациенту результат подсчета числа дыхательных движений. 7. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика). 8.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры У новорожденных и грудных де­тей подсчет числа дыханий лучше провести путем поднесения фонендоскопа к носу ребенка. Частота дыханий в минуту в разные возрастные периоды
Возраст Частота дыханий в минуту
Новорожденные 40 – 60
1-ый и 2-ой год жизни 30 – 35
3 – 6 лет 20 – 25
7 – 10 лет 18 – 20
Старше 12 лет 16 – 18
Алгоритм введения капель в нос Оснащение: — Стерильный лоток; — Стерильные пипетки; Стерильные ватные шарики; — Стерильный пинцет в крафт пакете; — Флакон с лекарственным средством (пиносол, називин); — Стерильное растительное масло; Перчатки чистые (нестерильные); — Дозируемое жидкое мыло; Емкость для медицинских отходов; — Емкость для дезинфекции инструментария; — Емкость для дезинфекции перчаток. подготовка к процедуре: .1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика). .2. Приготовить все необходимое для выполнения процедуры. .3. Объяснить пациенту цель, ход процедуры, получить его согласие. Выполнение процедуры: 1. Помочь пациенту принять удобное для проведения процедуры положение. .2. Надеть перчатки. 3.Очистить носовые ходы ребенку с помощью ватных жгутиков, смоченных в стерильном растительном масле (резинового грушевидного баллона или назального аспиратора) 4. Набрать в пипетку нужное количество лекарственного вещества. 5. Положить ладонь левой руки на лоб, зафиксировать голову с наклоном в левую сторону и большим пальцем приподнять кончик носа. 6.Закапать в левый носовой ход, назначенное врачом, количество капель. 7. Попросить пациента прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать легкие вращательные движения. 8. Повторить действия, указанные в п.п. 2.4. – 2.7., если необходимо закапать лекарственное вещество в другой носовой ход через 1-2 минуты. Окончание процедуры: 1. Пипетки поместить в емкость для дезинфекции инструментария. 2. Использованные ватные шарики поместить в емкость для отходов. 3. Снять перчатки и поместить в емкость для их дезинфекции. 4. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика). 3.5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры Алгоритм обработки кожных складок при опрелостях Оснащение: — Стерильный лоток; Стерильные ватные шарики; Ватные палочки; — Детское масло, детский крем; Крем « Бепантен», «Цинокап»; — 5% р-р перманганата калия; — Перчатки чистые (нестерильные); Дозируемое жидкое мыло; — Емкость для медицинских отходов; — Емкость для дезинфекции инструментария; Выполнение процедуры: 1. После акта дефекации подмыть ребенка (использовать нейтральное мыло (без красителей) или заменитель мыла без щелочи). 2. Нежно осушить кожу пеленкой (промокательными движениями), обработать здоровые кожные складки стерильным детским маслом, детским кремом, увлажняющим маслом. 3. Проводить 2-3 раза в день воздушные ванны. 4. Временно, на 2-3 дня отказаться от памперсов, открытое пеленание 5. Не перегревать ребенка. 6. Эрозии тушировать водными и спиртовыми растворами анилиновых красителей, 5% р-ром перманганата калия. 7. Обрабатывать кожные складки с явлениями опрелостей мазью «Бепантен», «Цинокап».
  1. При 3 степени использовать примочки на мокнущие эрозии с водным раствором ихтиолоа 1-3, 10%, резорцина 1-3%, азотно-кислого серебра 0,25% — для подсушивания мокнущих поверхностей.

9. При наличии эрозий и мокнутья аэрозоли с антисептиками (диоксиколь, левомиколь )

  1. После заживления эрозии лечить как опрелости 1 степени.

— Ежедневно ребенка купать с добавлением 5% раствора марганцовокислого калия (слабо-розового цвета) до выздоровления.Емкость для дезинфекции перчаток.

Техники проведения лечебной ванны Оснащение: — ванна для купания; — пеленка для ванны или подставка; — кувшин для воды; — водный термометр; — большое махровое полотенце, ситцевая пеленка; — набор для пеленания или одежда; — лекарственные препараты ( соль столовая, соль морская, хвойный экстракт) — емкость для грязного белья Выполнение процедуры
  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие
  2. Подготовить необходимое оснащение
  3. Вымыть ванну горячей водой с мылом и щеткой, тщательно ополоснуть
  4. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3, температура должна быть 37-38 С 0
  5. Приготовить лекарственный раствор : морская (или поваренная ) соль 100-150 г на 10 л воды ( хвойный экстракт(1/2 ст.ложки на ведро воды).
  6. Приготовленный раствор налить в ванну (температура воды в ванне не должна быть ниже +37 С)
  7. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в емкость для грязного белья
  8. Завернуть ребенка в чистую пеленку, в уши вложить ватные шарики, смоченные детским маслом.
  9. Медленно погрузить ребенка в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой.
  10. Продолжительность ванны- 5-7-10 минут.
  11. Перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С).
  12. Накинув полотенце (пеленку), положить ребенка на пеленальный стол. Осушить кожные покровы промокательными движениями.
  13. Лечебные ванны проводят через день, на курс — 10. Хвойная-успокаивающее действие, солевая — при мышечной гипотонии.
Читайте также:  Алгоритм медсестра сбора общего анализа мочи
Алгоритм проведения ингаляций через небулайзер Оснащение: — Небулайзер; Компрессор; — Небулы с пульмикортом; — Стерильная салфетка; — Дозируемое жидкое мыло; — Емкость для медицинских отходов; — Емкость для дезинфекции инструментария; Подготовка к процедуре: 1.Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика). 2. Приготовить все необходимое для выполнения процедуры. 3. Объяснить пациенту цель, ход процедуры, получить его согласие. 4. Предложить пациенту занять удобное положение перед аппаратом. 5. Объяснить пациенту принцип выполнения процедуры, обучить дышать во время процедуры. Выполнение процедуры
  1. Собрать все части небулайзера в соответствии с инструкцией.
  2. Заполнить небулайзер лекарственным средством: перелить жидкость из небулы (специального контейнера с лекарственным препаратом) или накапать раствор из флакона (разовую дозу препарата); добавить физиологический раствор до нужного объема 2-3 мл (по инструкции к небулайзеру).
  3. Закрыть небулайзер и присоединить лицевую маску, мундштук или носовую канюлю.
  4. Соединить небулайзер и компрессор с помощью шланга.
  5. Включить компрессор и провести ингаляцию в течение 7-10 мин или до полного расходования раствора (поставить таймер или песочные часы для учета времени проведения процедуры).
  6. Выключить компрессор, отсоединить небулайзер и разобрать его.
  7. Прополоскать ребёнку полость рта тёплой кипячёной водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и не разговаривать 20 – 30 минут.

Окончание процедуры:

  1. После процедуры небулайзер разобрать и поместить в емкость для дезинфекции инструментария.
  2. Промыть все части небулайзера горячей водой или 15% раствором питьевой соды. Не следует применять щетки и ершики.
  3. Простерилизовать небулайзер в разобранном виде в каком-либо приборе для стерилизации с помощью пара, например, термоде­зинфекторе (паровом стерилизаторе), предназначенном для обработки детских бутылочек. Также возможна стерилизация кипячением не ме­нее 10 минут. Дезинфекцию необходимо проводить 1 раз в неделю.
  4. Тщательно очищенный и высушенный небулайзер хранить в чистой салфетке или полотенце.
  5. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика).
  6. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры
Алгоритм проведения соскоба на яйца глистов Цель: диагностическая Обязательные условия: перед проведением исследования ребенка не подмывать для предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок Оснащение: — прозрачная липкая лента, предметные стекла, — крафт-бумага, направление, — резиновое кольцо; — 50% раствор глицерина, пипетка, — ватная палочка или глазная палочка; — перчатки резиновые нестерильные — дозируемое жидкое мыло; — емкость для медицинских отходов; Подготовка к процедуре Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры Подготовить необходимое оснащение Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Выполнение процедуры I способ 1.Раздвинуть ягодицы ребенка и приложить липкую ленту к перианальным складкам. Шпателем слегка придавить. 2.Убрать ее и приклеить на предметное стекло 3.Завернуть стекло в крафт-бумагу Выполнение процедуры II способ 1.Уложить ребенка на левый бок или попросить наклониться вперед 2.Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка ( выполнять может помощник) 3.Смочить конец ватной палочки или глазной палочки в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок 4.Сделать мазок спичкой по предметному стеклу в капле глицерина 5.Закрыть вторым предметным стеклом, соединив их резиновым кольцом, завернуть в направление Завершение процедуры 1.Снять перчатки 2.Вымыть и осушить руки 3.Доставить материал в клиническую лабораторию. Раннее исследование взятого материала увеличивает достоверность исследования Алгоритм введения капель в глаза Оснащение: — Стерильный лоток; Стерильные пипетки; Стерильные ватные шарики; — Стерильный пинцет в крафт пакете; Фурацилин р-р 1: 5000 000 — Флакон с лекарственным средством (20% сульфацил натрия); — Перчатки чистые (нестерильные); Дозируемое жидкое мыло; — Емкость для медицинских отходов; — Емкость для дезинфекции инструментария; Емкость для дезинфекции перчаток. Подготовка к процедуре: 1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика). 2. Приготовить все необходимое для выполнения процедуры. 3. Объяснить пациенту цель, ход процедуры, получить его согласие. Выполнение процедуры: 1. Помочь пациенту принять удобное для проведения процедуры положение. 2. Надеть перчатки. 3. Взять стерильные ватные шарики в обе руки, смочить раствором фурацилина, слегка отжать 1.Протереть шариками ресницы и веки по направлению от наружного угла глаза к внутреннему. 2.Промокнуть остатки раствора сухими шариками. 3.Набрать в пипетку нужное количество лекарственного вещества, взять в левую руку ватный шарик. 4.Оттянуть нижнее веко ватным шариком. 5.Закапать в нижнюю конъюнктивальную складку, назначенное врачом, количество капель 9. Промокнуть остатки лекарственного вещества у внутреннего угла глаза. 10. Повторить действия, указанные в п.п. 3. – 9., если необходимо закапать лекарственное вещество в другой глаз. Окончание процедуры: 1.Пипетки поместить в емкость для дезинфекции инструментария. 2. Использованные ватные шарики поместить в емкость для отходов. 3. Снять перчатки и поместить их в емкость для их дезинфекции. 4. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика). 5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры. Туалет носовых ходов Подготовка к процедуре: 1. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика). 2. Приготовить все необходимое для процедуры. 3. Надеть перчатки. 4. Представиться пациенту (маме), объяснить цель, ход процедуры и получить его согласие (если это возможно). Выполнение процедуры: 1. Придать пациенту удобное положение в постели. 2. Под голову пациента положить пеленку. I способ- показания: сухие «корочки» в носовых ходах — Взять пинцетом ватную турунду, смочить ее в стерильном подсолнечном масле, слегка отжать. — Приподнять кончик носа пациента, ввести турунду вращательными движениями в нижний носовой ход и оставить на 2-3 мин. — Использованную турунду удалить в емкость для медицинских отходов. — При необходимости повторить процедуру несколько раз. II способ – показания: обильное слизистое отделяемое из носовых ходов (резиновая «груша», клизма, спринцовка — размер № 1 – объемом 30 мл с резиновым (или мягким силиконовым) наконечником. — «грушу» необходимо сжать, чтобы выпустить из нее воздух, — вставить наконечник в носовой ход ребенка (при этом второй носовой ход следует закрыть) — плавно разжимать спринцовку и откачать выделения. III способ – показания:обильное слизистое отделяемое из носовых ходов. Удаляют механическим назальным аспиратором. — вставить конец силиконовой трубочки в носовой ход ребенка — мама другой конец трубочки захватывает губами, она может регулировать силу втягивания, так как другой конец трубочки ведет в специальный резервуар с клапаном. Окончание процедуры: 1. Помочь пациенту занять удобное положение в постели. 2. Использованный инструментарий поместить в емкость для его дезинфекции. 3. Снять перчатки и поместить их в емкость для их дезинфекции. 4. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика). 5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры . Введение капель в ухо Цель: лечебная. Показания: назначение врача (острый средний отит). Оснащение: — стерильные пипетки; стерильные перчатки; — стерильный лоток; стерильные ватные шарики; — флакон с лекарственным средством (например: «СОФРАДЕКС», «ОТИУМ», «ОТИПАКС» — Емкость с дез. раствором – 2, — Лоток «медицинские отходы», Мыло, полотенце
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход процедуры, получить согласие.
Подготовить необходимое оснащение.
Подогреть лекарственное средство до температуры тела на водяной бане.
Уложить ребенка на противоположный больному уху бок.
Вымыть и осушить руки.
Выполнение процедуры
Надеть стерильные перчатки.
Очистить слуховой проход ватными шариками.
Набрать в стерильную пипетку теплый лекарственный раствор (назначенный вр чом).
Оттянуть ушную раковину назад и кверху, а у грудных детей назад и вниз.
Ввести назначенное количество капель в больное ухо по боковой стенке слухового прохода предварительно проверив название, срок годности и внешний вид препарата. закрыть ушную раковину сухим ватным шариком.
Нажать на козелок уха если нет болей.
Принятое положение следует сохранить 20-30 минут
Для каждого уха используется отдельная пипетка.
Не рекомендуется проводить эту манипуляцию одновременно для правого и левого уха.
Поместить пипетки в лоток для отработанного материала.
Через 20-30 минут наклонить голову ребенка в сторону больного уха, осушить слуховой проход ватным шариком.
Ватные шарики поместить в лоток отработанного материала. Затем утилизировать.
Завершение процедуры
Спросить у пациента о самочувствии.
Погрузить пипетки и перчатки в разные емкости с дез. раствором.
Вымыть и осушить руки.
Постановка согревающего компресса на ухо Цель: Вызвать длительное и равномерное расширение сосудов, способствовать улучшению кровообращения в тканях, оказать болеутоляющее и рассасывающее действие. Показания: Острый средний отит. Противопоказания: Гнойничковые заболевания кожи, нарушение целостности кожи, гнойный средний отит, лихорадка (38 С 0 температура и более). Оснащение: — марлевая салфетка сложенная в 6-8 слоев (размером 8х8см); — компрессная бумага или полиэтиленовая пленка (9х9см.); — вата (10х10см или 11х11см); — платок – бинт, ножницы; мензурка; — спирт 40гр. (или 70гр. и кипяченая вода 38-39гр.С); — ёмкость с дезинфицирующим раствором мыло, полотенце..
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход процедуры, получить согласие.
Подготовить необходимое оснащение.
Вымыть и осушить руки.
Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса
В марле и компрессной бумаге сделать надрез для ушной раковины.
Развести спирт водой в соотношении 1:1 (температура воды 37-38 С 0 ).
Выполнение процедуры
Ребенка уложить на бок противоположный больному уху.
Марлевую салфетку смоченную в теплом спирте, отжать и приложить к коже вокруг уха ребенка (ушную раковину вывести в разрез).
Поверх салфетки положить компрессную бумагу, также выведя через разрез ушную раковину. Бумага должна выступать за край салфетки на 2 см. с каждой стороны.
Поверх бумаги положить слой ваты, полностью покрывающий два предыдущих слоя и выступающий 2-4 см. с каждой стороны.
Зафиксировать компресс бинтом. Можно надеть платок.
Зафиксировать время постановки компресса (про олжительность процедуры 2-4 часа, не оставлять на ночь).
Вымыть и осушить руки.
Каждые 30-60 минут ощупывать пальцем за ушной раковиной.
Завершение процедуры
1. Снять компресс через 2-4 часа. Кожу обтереть салфеткой, смоченной теплой водой, осушить осмотреть кожу и смазать «Детским кремом» надеть ребенку платок.
2. Салфетку и бинт положить в емкость с дез. раствором, бумагу и вату в емкость «отходы».
3. Вымыть и осушить руки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

источник

Лабораторные тесты влияют на результат лечения, а если речь идет о грудных детях, серьезность ситуации возрастает многократно – ведь ребенок не пожалуется на симптомы и не ответит на вопросы врача. Чтобы помочь маленькому пациенту, приходится полагаться на опыт, интуицию, знания – и результаты диагностики.

Грудные дети – сложная категория пациентов. Они еще не умеют рассказывать о своих жалобах, а метод привлечения внимания взрослого – пронзительный плач – нельзя использовать в качестве диагностического симптома. Поэтому, если состояние ребенка вдруг ухудшилось, врач назначит, помимо прочих исследований, общий анализ мочи – это базовый тест, позволяющий:

  • выявить признаки заболеваний мочевых путей;
  • понять, есть ли бактериурия – выделение микроорганизмов, свидетельствующих о наличии инфекционного очага;
  • оценить содержание билирубина, глюкозы, иных веществ и сделать выводы об общем состоянии пациента и факторах риска.

Это стандартный тест, который проводится рутинно даже в случаях, когда нет жалоб на состояние здоровья ребенка. Его выполняют в клинических лабораториях больниц, он включает в себя оценку визуальных характеристик мочи (количество, цвет, запах), определение относительной плотности, белка, глюкозы. Также в рамках общего анализа выполняют микроскопию осадка (лейкоциты, эритроциты, эпителиальные клетки, цилиндры, иные вероятные фрагменты).

Ребенок еще не контролирует позывы на опорожнение. В такой ситуации возрастает вероятность ошибок из-за неправильного сбора материала, попадания в емкость посторонних компонентов (например, бактерий), а также отсутствия достаточного количества образца вообще.

По этой причине специально для детей младше 2 лет разработаны мочеприемники. Это мешочки, которые прикрепляются к области половых органов так, чтобы материал из уретры во время опорожнения попадал в емкость. Они одноразовые и, что важно, стерильные; стоят, как правило, недорого (в среднем, от 15 до 30 рублей или 5-10 гривен за экземпляр), бывают универсальными или адаптированными под половую принадлежность ребенка. Конечно, не запрещено использовать аптечные стаканчики с завинчивающейся крышкой или обычные баночки – чистые и сухие.

Читайте также:  Алгоритм исследование общего анализа мочи

Чтобы получить материал для анализа, необходимо:

  • вымойте область наружных половых органов ребенка (по направлению от влагалища к анусу, а не наоборот);
  • используйте одноразовые салфетки, чтобы убрать избыток влаги;
  • убедитесь, что промежность достаточно просушена.

Если выбрана обычная емкость для сбора мочи, нужно дождаться, пока ребенок после гигиенических процедур захочет в туалет, и подставить под струю баночку или стаканчик. Более удобной, если писает девочка, признана тарелка с широкими краями, достаточно глубокая; помните, что нужно вымыть и просушить ее. Стоит производить манипуляции над полотенцем, простыней или в ванной, так как высока вероятность, что часть материала окажется за пределами тары.

В случаях, когда выбирается специальный приемник, после уже описанных манипуляций по подмыванию нужно собрать мочу у новорожденной девочки следующим образом:

  • распечатайте пакет со сборником – так как он стерилен, не делайте это заранее;
  • снимите полоску, которая защищает линию крепления;
  • приклейте емкость так, чтобы липкая область оказалась вокруг половых губ.

Следите за тем, чтобы отверстие приемника не соприкасалось с областью ануса. На большинстве моделей есть указатели (обычно это желтый крестик), которые должны при наклеивании находиться между зоной половых губ и прямой кишки. Так будет исключено попадание в образец каловых масс.

Чтобы сделать это, необходимо:

  1. Вымыть область промежности ребенка.
  2. Просушить ее салфетками.
  3. Подготовить емкость для сбора.

Получить материал для анализа у мальчика проще, чем у девочки – поэтому многие родители выбирают стандартную тару: это стаканчик или баночка. Они должны быть чистыми и сухими, лучше всего – простерилизованными. Можно купить в аптеке одноразовые экземпляры. После того, как область промежности и пениса вымыта, нужно подождать, когда ребенок начнет писать, и подставить емкость.

В то же самое время мочеприемник не стоит сбрасывать со счетов. Грудной ребенок может начать писать в неподходящий момент, и есть риск не успеть схватить баночку. Кроме того, стерильность емкости – немаловажный фактор, влияющий на качество анализов. Как пользоваться пакетом-сборником?

  • произвести гигиену наружных половых органов ребенка;
  • просушить обработанную область салфетками;
  • распечатать мочеприемник;
  • снять липкую ленту;
  • аккуратно вставить пенис в отверстие пакета;
  • приклеить емкость к коже;
  • подождать опорожнения мочевого пузыря.

Как и в ситуации с девочкой, нужно прикреплять пакет так, чтобы в него не попали фекалии.

Это исследование необходимо, чтобы выявить инфекцию мочевых путей. Материал, полученный при сборе, наносят на питательные среды, позволяющие вырасти определенным микроорганизмам. При появлении колоний бактерий определяют вид, количество и чувствительность к антибиотикам.

  1. Возникает симптоматика инфекции мочевых путей (выделения из уретры, изменение объема, цвета, запаха мочи, частоты опорожнения, возникает лихорадка).
  2. Есть основания полагать, что у ребенка – латентная (скрытая) бактериурия (о ней вы можете прочесть в других статьях на сайте).
  3. Наблюдается стойкая, но при этом необъяснимая лихорадка, и врач проводит дифференциальную диагностику различных патологий.

Исследование также требуется для контроля излеченности после курса антибактериальной терапии. Его проводят не ранее чем через 7-14 дней с момента прекращения приема лекарственных препаратов.

Соответствует уже описанным в разделе «Общий анализ» правилам и требованиям. Однако есть нюанс – поскольку бакпосев должен определить количество микроорганизмов в моче, необходима стерильность. Поэтому используется:

  • одноразовый пакет-приемник;
  • в ситуациях, когда трудно получить материал или есть, например, выделения из уретры в большом количестве – катетеризация мочевого пузыря или его пункция (прокол); эти процедуры проводит врач.

Расшифровка результатов бактериологического анализа подробно описана в других статьях на сайте; если говорить кратко, она выглядит следующим образом:

Способ сбора мочи Результат, КОЕ/мл
В норме При патологии
Пакет-приемник До ≥ 10 2
Катетеризация До 1000 ≥10 2
Пункция Бактерии отсутствуют Позитивный рост любого количества колоний микробов

Сколько нужно мочи грудничка для анализа? Объем – около 20-25 мл, но стоит уточнить у педиатра, может ли лаборатория взять в работу меньшее количество материала, если удалось получить от 10 мл.

Лаборатории принимают анализы утром (за исключением экстренных ситуаций в стационарах), и мочу нужно доставить в течение полутора часов с момента сбора. Материал, собранный под вечер, непригоден; даже если его хранить в холодильнике, результаты исследований будут искажены, и информативность теста сведется к нулю.

  1. Чистой теплой водой.
  2. Без использования антисептиков, любых гелей или травяных настоев.
  3. С аккуратным промоканием кожи салфетками или мягкими полотенцами.

Родителям следует вымыть руки перед тем, как проводить гигиену наружных половых органов ребенка, и не прикасаться к внутренним стенкам емкости с материалом. Если используется пакет-приемник, его не следует держать приклеенным более 2 часов, а после опорожнения нужно перелить образец в стерильный стаканчик.

источник

Как собрать мочу у грудничка девочки? Сложность процесса связана с тем, что грудные дети не умеют контролировать мочеиспускание и сообщать взрослым о своей потребности в нем. Облегчить решение этой задачи можно разными способами.

С целью оценки роста и развития детей первого года жизни, своевременного выявления у них возможных заболеваний и патологий проводят диспансерное наблюдение, включающее регулярный осмотр педиатром, врачами узкой специализации, а также проведение ряда лабораторных исследований и, прежде всего, общего анализа мочи и крови.

Иногда родители, чтобы ускорить процесс сбора мочи дают ребенку пить настой брусничного листа, шиповника или ромашки аптечной. Делать этого не следует.

Многие дети старше 10-12 месяцев уже умеют сообщать родителям о своем желании помочиться. Поэтому собрать у них мочу для сдачи на анализ достаточно просто. Но как осуществить сбор у новорожденной или девочки в возрасте 2-3 месяца? Здесь у родителей могут возникнуть определенные сложности. Однако прежде чем рассказать о том, как взять анализ мочи, необходимо сказать несколько слов и о том, как это делать не рекомендуется.

Наиболее распространенными ошибками, совершаемыми во время сбора мочи для исследования у малышей первого года жизни, являются:

  1. Использование для сбора мочи пеленок, памперсов, ваты. Некоторые родители кладут между больших половых губ дочки кусочек ваты, а затем, после мочеиспускания, отжимают его в баночку. Другие предпочитают использовать с этой целью пеленку или подгузник. При этом в мочу неизбежно попадают волокна ткани, бактерии и иные посторонние примеси.
  2. Несоблюдение правил гигиены наружных половых органов. Непосредственно перед сбором мочи на анализ девочку надо тщательно подмыть. В противном случае в пробу попадут и бактерии с области ануса, кожи промежности.
  3. Несвоевременная доставка мочи в лабораторию. Многие родители на приеме у врача задают вопрос о том, можно ли собрать с вечера мочу, а доставить ее в лабораторию наследующий день утром. Так делать нельзя. При длительном хранении в моче начинают активно размножаться различные бактерии, изменяется ее кислотно-щелочной показатель.

Все эти ошибки снижают достоверность результатов анализа.

Анализ мочи нежелательно сдавать в первые несколько дней после вакцинации, а также на фоне приема лекарственных средств, в том числе жаропонижающего и обезболивающего действия.

Сейчас в любой аптеке можно приобрести специальные одноразовые мочеприемники для девочек. Их основные преимущества:

  • невысокая цена;
  • стерильность;
  • предотвращение растекания мочи;
  • наличие на накопителе градуированной шкалы в миллилитрах.

Недостатком мочеприемника является только то, что его применение требует определенной сноровки. Перед тем, как его надеть, девочку следует тщательно подмыть чистой теплой водой. С мочеприемника снимают клейкую ленту и приклеивают его к коже лобка, внутренней поверхности бедер. После этого девочку следует взять на руки и держать в вертикальном положении, чтобы предотвратить возможное подтекание мочи. Если малышка нервничает и долго не может помочиться, ей можно дать попить воды.

Сколько мочи необходимо для анализа, желательно заранее уточнить у врача, давшего направление. Для общего анализа потребуется не менее 5 мл. После того, как необходимый объем будет собран, мочеприемник аккуратно снимают. Затем, надрезав уголок накопителя, мочу осторожно переливают в чистую сухую емкость и доставляют ее в лабораторию.

Если родители никогда ранее не использовали мочеприемник и опасаются его неправильно использовать, можно посмотреть видео, в котором подробно показан этот процесс.

В отсутствие мочеприемника для сбора мочи у девочек грудного возраста можно использовать и новый полиэтиленовый пакет. Его надрезают по бокам и надевают наподобие подгузника, завязав концы на бедрах. Малышку следует держать на руках в вертикальном положении. После мочеиспускания пакет снимают, мочу переливают в чистую баночку.

За сутки до анализа из рациона кормящей мамы и прикорма малышки следует исключить рыбу, томаты, все ярко окрашенные продукты (свекла, морковь), цитрусовые.

Этот метод подходит только для детей первых месяцев жизни. После полугода они становятся очень активными и с легкостью срывают с себя пакет или разрывают его.

Если врач назначил вашей дочке сдать анализ мочи, желательно заранее приобрести в аптеке стерильный контейнер. Когда по тем или иным причинам это сделать невозможно, можно использовать обычную стеклянную баночку. Перед применением ее нужно тщательно вымыть в горячем растворе питьевой соды, а затем простерилизовать на водяной бане. Если в доме есть посудомоечная машина, емкость можно вымыть и простерилизовать в ней, выбрав режим с наиболее высокой температурой.

Девочку, предварительно подмыв, кладут на спину на пеленальный столик, покрытый непромокаемой пеленкой. Ножки прижимают к животу и удерживают их в этом положении. Как только начнется акт мочеиспускания, к половым органам подносят баночку и собирают в нее мочу.

Назвать этот способ удобным и комфортным как для девочки, так и для ее родителей нельзя. Уже через несколько минут пребывания в вынужденном положении малышка начинает капризничать, проявлять беспокойство, и подловить нужный момент становится сложно. Тем не менее, в некоторых случаях именно этот вариант предпочтителен – например, это единственный способ, позволяющий взять у грудного ребенка среднюю порцию мочи для анализа по Нечипоренко.

У детей первых месяцев жизни во время кормления или практически сразу после него происходит мочеиспускание. Зная эту физиологическую особенность, собрать мочу у грудничка-девочки можно при помощи обычной тарелки. До начала кормления проводят тщательный туалет наружных половых органов ребенка, после чего подкладывают под ягодицы чистую глубокую тарелку, которую удерживают в правильном положении до получения нужного результата.

Сколько мочи необходимо для анализа желательно заранее уточнить у врача, давшего направление. Для общего анализа потребуется не менее 5 мл.

Резиновый круг моют, вытирают насухо и оборачивают пеленкой. В его центр ставят чистую глубокую тарелку. Девочку подмывают и каждую ее ножку заворачивают в отдельную пеленку. Затем ее укладывают на круг и укрывают пеленкой или одеялом, в зависимости от температуры воздуха в помещении. Взрослые обязательно должны находиться рядом с малышкой и наблюдать за ней.

Этот способ сбора мочи наиболее удобен у девочек 1–3 месяца жизни, применение его у детей более старшего возраста сложно ввиду их значительной подвижности и нежелания спокойно лежать в одном положении.

Готовясь к сбору мочи на анализ, следует заранее подготовить все необходимое, а непосредственно перед ним провести туалет наружных половых органов девочки.

За сутки до анализа из рациона кормящей мамы и прикорма малышки следует исключить рыбу, томаты, все ярко окрашенные продукты (свекла, морковь), цитрусовые. Это ограничение объясняется тем, что данные продукты могут изменить цвет мочи или вызвать появление в ней кристаллов солей (фосфатов, уратов, оксалатов). Однократное выявление подобных отклонений от нормы не является основанием для постановки какого-либо диагноза, но потребует пересдачи анализа.

Анализ мочи нежелательно сдавать в первые несколько дней после вакцинации, а также на фоне приема лекарственных средств, в том числе жаропонижающего и обезболивающего действия.

У детей первых месяцев жизни во время кормления или практически сразу после него происходит мочеиспускание.

Иногда родители, чтобы ускорить процесс сбора мочи дают ребенку пить настой брусничного листа, шиповника или ромашки аптечной. Делать этого не следует. Данные лекарственные растения обладают мочегонным действием и способны исказить результаты лабораторного исследования. Кормящей матери также не рекомендуется принимать настои этих трав, а также употреблять в пищу накануне анализа арбуз и дыню в значительном количестве.

Мочу для общего анализа, пробы Нечипоренко или пробы Сулковича собирают утром до первого кормления ребенка и как можно скорее доставляют ее в лабораторию. Допускается хранение собранного биологического материала не более 2-3 часов, однако только в прохладном месте, чтобы предотвратить возможное размножение в пробе мочи микроорганизмов.

Если назначен анализ по Аддис – Каковскому, на сахар или гормоны надпочечников, мочу собирают в течение суток. После каждого мочеиспускания ее сливают в одну чистую емкость с крышкой и хранят в прохладном месте. На следующий день утром всю собранную мочу перемешивают, отливают в контейнер небольшое количество и доставляют в лабораторию.

При необходимости оценки выделительной способности почек может быть назначена проба Реберга – Тареева. Для ее проведения необходимо утром прийти с ребенком в лабораторию. Девочка должна помочиться. После этого у нее из вены производят забор крови на креатинин, а затем на протяжении двух часов собирают мочу. Наиболее удобно в данном случае воспользоваться мочеприемником, так как это предотвращает возможное растекание мочи, что, в свою очередь, делает результаты лабораторного исследования максимально достоверными.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник